Я встретил у одного фотографа на сайте такую фразу: “Участие в фотосъемке предполагает согласие на использование отснятого фотоматериала в личном портфолио, на сайте и авторских web-страничках фотографа.” Следует отметить, что данная фраза совершенно ничего не несет и не спасет фотографа, так как она не может расцениваться как согласие модели.
Согласие может быть выражено в так называемом «релизе модели». Это понятие взято из зарубежной практики (англ. Model Release).
Еще в практике употребляются следующие понятия: модельный релиз, договор с моделью, договор с фотографом, расписка модели. По сути это одно и то же.
Такого правового понятия как «релиз модели» в российском праве не существует, однако, если в этом документе содержится согласие, оформленное понятно, недвусмысленно и в соответствии с правилами ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ то такое вполне допустимо.
Релизы модели на несколько листов с подробнейшим прописыванием всех прав и обязанностей взяты из зарубежной практики и к российскому законодательству не имеют никакого отношения.
Более того, некоторые пункты вообще не соответствуют российским законам и иногда выглядят смешными с точки зрения русской грамматики юридической техники. Также часто люди советуют следовать ошибочно услышанному где-то мнению.
Советуют и пишут: «Model release подписывается фотографом и моделью». Как правильно: нужна лишь подпись модели. Это же ее согласие.
Советуют и пишут: «Потребуется и подпись свидетеля». Как правильно: лишнее действие.
Советуют и пишут: «Модель релиз – это небольшой документ, в котором модель подтверждает, что все права на фотографии с ее участием принадлежат фотографу». Это неверное суждение. Релиз модели – это документ, в котором выражается согласие модели на обнародование и дальнейшее использование фотографии фотографом. Авторские и другие права фотографа на фотографии ни перед кем подтверждать не надо.
Советуют и пишут в тексте релиза: «Я отказываюсь от права исправлять фотоснимки». Как правильно: Это писать бессмысленно, т.к. у модели и не было такого права.
Советуют и пишут в тексте релиза: «Я, Модель, от моего собственного имени настоящим документом безвозвратно признаю…». Как правильно: выражение «от моего имени безвозвратно признаю…» смотрится по меньшей мере странно с точки зрения современной российской юридической техники.
Здесь стоит сделать оговорку. Если вы продаете фотографии на зарубежных фотобанках и у них свои формы модельного релиза – стоит следовать им. Иначе вообще не продадите свои фотографии. Просто те пункты, которые не соответствуют российским законам будут ничтожны, т.е. не будут иметь юридической силы.
Тем не менее – релиз для зарубежных фотобанков – это одно, а разрешение на обнародование и дальнейшее использование фотографии модели согласно российского законодательства – это другое. И поскольку фотограф является гражданином России он должен следовать законам нашей страны.
1. ФИО модели (желательно – паспортные данные),
2. Само согласие, выраженное фразой «даю свое согласие на обнародование и дальнейшее использование своего изображения»,
3. Где когда и кем проводилась фотосессия,
4. Подпись модели и дата составления.
При желании данное согласие можно расширить:
- приложенными фотографиями, для которых модель даёт своё разрешение,
- конкретными действиями с фотографиями, которые может совершать фотограф.
Релиз с несовершеннолетней моделью подписывают ее законные представители – родители. Соответственно, они же и дают свое согласие на обнародование и дальнейшее использование изображения.